Опыт работы

На этой странице вы познакомитесь с некоторыми моими педагогическими находками,методами и приёмами, которые я успешно применяю в своей работе.
Тема:"Креативный подход в развитии изобразительного творчества старших дошкольников".
Духовная жизнь ребёнка полноценна лишь тогда,
когда он живёт в мире игры, сказки, музыки,
фантазии, творчества.
Без этого он – засушенный цветок.
                                             В.А. Сухомлинский.

В ходе своей работы я ориентируюсь на требования программы «Детство», базовой программы нашего детского сада, а также парциальной программы И. А. Лыковой «Цветные ладошки». .Я стараюсь планировать свои занятия в тесном взаимодействии с другими специалистами, осуществляя идею комплексного сопровождения ребенка, опираясь на внутренний его потенциал (ключевое положение «педагогики» успеха).
Для успешной работы по развитию творчества, фантазии, воображения, а так же для развития навыков и умений в области рисования, лепки, аппликации я ежегодно в начале учебного года провожу обследование знаний, умений, навыков изобразительной деятельности моих воспитанников и намечаю перспективный план работы. Кроме классических традиционных занятий по изодеятельности, выполняемых детьми индивидуально или коллективно, провожу итоговые интегрированные занятия с использованием разных видов деятельности.
Все виды художественной деятельности возникают в дошкольном детстве – и восприятие произведений с первыми их оценками, и выразительное их исполнение, и даже попытки проявить себя творчески. Как же помочь ребёнку освоить эту интересную, доставляющую ему огромную радость, но непростую для него изобразительную деятельность? Что нужно сделать для того, чтобы его деятельность приобрела художественно-творческий характер? Какие методы и приемы использовать в работе? Казалось бы, ответ лежит на поверхности: поскольку главным видом деятельности в дошкольном детстве является игра, то и в обучающем процессе следует отдать предпочтение игровым методам и приемам. И я постоянно использую игру, как при постановке задачи, так и при выполнении изображения и анализе детских работ, особенно в работе с детьми младшего возраста. Но все-таки, мой опыт работы с детьми показал, что для того, чтобы работа, была успешной и показала высокие результаты, необходимо использовать весь педагогический арсенал методов и приемов.
Работая со старшими дошкольниками, я поняла, как у детей быстро складываются представления о мире. Но образы воспринимаемого часто расплывчаты, неотчётливы. А это не позволяет ребёнку изобразить предмет, явление в рисунке, лепке, аппликации. Поэтому я считаю необходимым уточнять представления об увиденном, о том, что ребёнок хочет нарисовать, вылепить, наклеить.. Очень хорошо, если ребёнок сам расскажет о том, что именно его привлекло, вызвало его интерес. Но есть и такие дети, которым нужно помочь: задать вопрос, показать иллюстрацию, игрушку, рассказать историю, тем самым направив его на реализацию поставленной задачи. Чтобы уточнить и углубить представления детей я использовала такой прием, как показ игрушек, книжных иллюстрации, репродукций картин, фотографий. Поскольку я увлекаюсь фотографией, научила этому и детей. На группу был приобретен цифровой фотоаппарат и дети с удовольствием делают снимки, а потом ими любуются. Этот новый для детей метод, увлекающий их в мир новых впечатлений, дает возможность расширить свои представления об окружающем, о профессии фотографа – художника, и вызывает желание перенести увиденное и запечатленное фотоаппаратом на лист бумаги.
Я думаю, что особенно важно для развития детского изобразительного творчества, знакомство с произведениями изобразительного искусства. Зрительные образы, создаваемые картинами, легко запоминаются и остаются в памяти на долгие годы. Они вызывают определённые эмоции, и способствуют яркости восприятия жизни. Считаю, что для эстетического развития личности эффективным может быть метод «вхождения в картину». Таким образом, я знакомлю детей с картинами русской природы, замечательными пейзажами И. И. Левитана «Золотая осень», «Березовая роща», И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу», «На Севере диком…», А. К. Саврасова «Дворик. Зима», И. Э. Грабаря «Февральская лазурь», «Мартовский снег», К. Ф. Юона «Пристань на Волге» и других художников. Мои рассказы уводят детей в мир образов и настроений, заставляют детей видеть мир глазами художника.
На прогулках и экскурсиях я обращала внимание на красоту природы, вызывая у детей чувство любви к красивому, развивая у них наблюдательность. Непосредственное наблюдение окружающей природы учит детей понимать форму предметов, видеть различные сочетания цветов и тонов в разное время дня и в разное время года. Развивая наблюдательность детей в процессе познания природы, я тем самым способствовала развитию у них умение наблюдать окружающую жизнь.
Я познакомила моих воспитанников с разными художественными профессиями, а также с индивидуальной манерой творчества некоторых художников-графиков. Так, перед тем, как провести развлечение-викторину по сказкам К. И. Чуковского, я сделала выставку его книг, иллюстрированных разными художниками. А затем дети воплотили увиденное в графическом рисунке, сделав в последствии альбом «В стране Чукоккала», а также лепили героев сказок из соленого теста. Следующим этапом моей работы было рассматривание иллюстрации, и сравнение манеры творчества Ю. Васнецова и А. Каневского, В. Конашевича и В. Сутеева. Аналогично этому я провела занятие «Выставка одной книги» по сказке Ш. Перро «Красная шапочка» художника В. Конашевича, при этом дети получили домашнее задание - просмотреть свою библиотечку и принести в группу книги, если они иллюстрированы другими художниками. На интегрированном занятии я познакомила своих воспитанников с творчеством художников Е. Рачева и Е. Чарушина. Дети сравнивали сказочные «очеловеченные» образы зверей Е. Рачева в «Русских народных сказках» с правдивыми, натуралистическими образами зверей Е. Чарушина в «Рассказах о животных», затем дети получили задание нарисовать лису и зайца, подражая тому или другому художнику на выбор. Таким образом, в старшей группе я продолжала развивать последовательное, целенаправленное, целостное художественное восприятие произведений искусства, умение высказывать доказательные суждения и оценки увиденного, включать познанное – через искусство и ознакомление с окружающим – в собственную эстетическую и художественную деятельность.
Для того, чтобы изобразительная деятельность моих воспитанников была наиболее успешной, я большое внимание уделяю оформлению развивающей среды. Для уголка художественного творчества мы выбрали удобное, хорошо освещенное место. С помощью родителей в «мастерскую художника» были приобретены различные необходимые материалы. Для развития творчества, умения нестандартно мыслить, в «мастерскую художника» я поместила также старые зубные щетки, птичьи перья, расчески, ватные палочки, одноразовые столовые приборы, деревянные палочки для мороженого. Есть в уголке песок, уголь, мука, манная и другие крупы, губная помада и различный бросовый материал, который я использую, как для занятий, так и для самостоятельной изобразительной деятельности. В уголок изобразительного творчества я регулярно помещаю папки-раскладушки, искусствоведческие альбомы, фотокалендари по темам: «Портрет, пейзаж, натюрморт», «Мир красоты – красота мира», «Картинные галереи мира», «Знаменитые художники-иллюстраторы», «Васнецов – художник и поэт русских сказок».
Чтобы «не отстать от жизни», быть в курсе новых методик, я постоянно приобретаю книги по изодеятельности. Вот, например, мне очень понравились последние методические пособия Н. Дубровской «Новый год. Рождество», «Аппликация на тарелочке». Недавно я приобрела большую «Энциклопедию поделок. 100 идей на каждый день», идеи из которой я обязательно использую в работе студии «Мастерилка». Кроме того я приобретаю периодические издания - журналы: «Художественная галерея», «Великие художники», «Православные монастыри», «Весёлый художник», которые мы с детьми рассматриваем, читаем, делимся впечатлениями в свободное от занятий время. В результате проделанной работы дети стали хорошо разбираться в таких жанрах живописи, как портрет, пейзаж, натюрморт, а также в таких видах искусства, как архитектура и скульптура. Кроме того, я собрала фонотеку с записями классической музыки, детскими песенками, песнями из любимых мультфильмов, которые успешно использую, как на занятиях по изодеятельности, так и в свободное время. Так, например, выполняя коллективные работы для выставки «Люблю тебя, мой край родной», дети с удовольствием прослушали записи кубанских, казачьих песен. В вводной части занятий, для постановки задачи, я часто использую собранный мной в картотеку стихотворный материал. Есть у меня и специальная картотека физминуток и пальчиковых игр, именно, для занятий по изодеятельности. В «мастерской художника» есть также книжки-раскраски по интересам детей. Это раскраски по мотивам любимых мультфильмов, и книжки-раскраски на экологические темы: дикие и домашние животные, овощи и фрукты, цветы, а также книжки-раскраски по мотивам наиболее известных русских народных художественных промыслов: Дымково, Жостово, Хохломы, Гжели. Также по разным темам в «Мастерской художника» предоставлены детям трафареты и шаблоны: геометрические фигуры, и фигуры животных, различные виды транспорта, овощи, фрукты, ягоды, космос и т. п. Известно, что некоторые трудности вызывает у детей изображение человека, поэтому я придумала и разработала шаблоны для рисования портретов. Работа была начата в преддверие выставки «Мамочка любимая моя», но и сейчас дети пользуются шаблонами при рисовании портретов сказочных героев или портретов людей разных профессий и т. д. Очень любят наши дети пользоваться книжками серии «Учись рисовать». Это как приобретенные в магазинах, так и самостоятельно разработанные мной книжки-раскладушки.
В индивидуальной работе по формированию, развитию или совершенствованию навыков по изодеятельности, а также графических навыков я широко использую дидактические игры и упражнения. Например, с детьми, еще недостаточно твёрдо усвоившими оттенки цветов, я проводила различные игры по сенсорному развитию: «Цветное лото», «Найди свой домик», «На какой цветок села бабочка», «Цветная лесенка». В старшем дошкольном возрасте первоочередной задачей становится развитие зрительно-двигательной координации (поскольку активно идёт подготовка руки ребёнка к письму). И тут я предлагаю детям линейки, трафареты, лекала. А также дидактические игры и упражнения: «Нарисуй, как я», «Рисование под копирку, через кальку», «Какой бывает дождь» (различные штриховки), «Волшебные линии», «Рисование по клеткам», «Рисование по точкам». Описание их находится в картотеке игр на развитие изобразительного творчества. Вот перечень некоторых из них: «Кляксография», «Что на что похоже» (на основе геометрических форм), «На что это похоже», «Дорисуй-ка», «Волшебные ладошки», «Волшебный лес» и «Живые цветы» (на очеловечивание), «Какие бывают деревья», «Кто в домике живёт?», «Загадочный рисунок», «Такие разные лица».
Очень нравятся моим воспитанникам, так называемые рисовальные сказки и стихи. Это, в первую очередь, сказки В. Сутеева с его же иллюстрациями: «Петух и краски», «Мышонок и карандаш», «Капризная кошка», это книжка-раскраска «Волшебный кружок», это стихотворение «Загадочный рисунок» из «Энциклопедии для дошколят». Интересно то, что иногда ответная реакция на показанное или прочитанное, может быть абсолютно не та, которую ожидаешь. Таким образом, получается, что, не только ты учишь чему-то детей, но и они, в свою очередь, учат тебя, побуждают или дают толчок к развитию творчества и у воспитателя. Так получилось у меня со стихотворением «Загадочный рисунок», которое мне попалось в «Энциклопедии для дошколят». Оно мне очень понравилось. Я сделала иллюстрации к нему в виде книжки-гармошки, и вынесла на суд своих воспитанников. Реакция детей была совсем не такой, которую я ждала. Мне казалось, что после того, как я прочитаю стихотворение и покажу свои рисунки (все на основе полукруга), они тут же возьмутся за карандаши, и начнут рисовать, копируя мои рисунки. Но все было совсем не так! Дети некоторое время помолчали, как бы, «переваривая» увиденное и услышанное. Затем Влад вдруг сказал: «Медузу можно нарисовать из полукруга». «А еще это может быть черепаха», добавила Лиза. «А если на полукруге нарисовать окошки, а внизу – колеса, получится автомобиль», заявил любитель техники Миша. Потом оживились и другие дети, и на меня посыпались потоком предложения о том, что еще можно нарисовать из начальной формы – полукруг. Конечно, я была очень довольна. «Вот оно и творчество, и фантазия, и воображение» – думала я. Спустя некоторое время, все предложения детей были реализованы в рисунках. Вот так мои воспитанники и подтолкнули меня к дальнейшей работе в этом направлении. И результатом моей творческой деятельности явилась «рисовальная» сказка «Волшебные превращения дождевой капельки». Детям сказка очень понравилась, и они не единожды обращались к ней, чтобы нарисовать и мышку, и рыбку, и других персонажей. Для тех детей, у кого навыки изобразительной деятельности были еще не достаточно сформированы, я сделала шаблоны в форме капельки разной величины и формы (вытянутую и почти круглую, с загнутым хвостиком и прямым и т. п.). То есть, выбирая для себя тот или иной шаблон, ребенок уже «мысленно видит» образ, тем самым уже на самом начальном этапе рисования проявляет творческий подход к поставленной задаче.
В данное время я работаю над продолжением приключений маленького волшебника-художника Андрюши. С этим продолжением вышла совсем другая история. Для пополнения развивающей среды в уголок рисования я добавляла постепенно изготовленные мной книжки-гармошки серии «Учись рисовать». Когда дети увидели книжку «Рисование из начальной формы грибок», они сразу спросили: «А сказку расскажете?» Так что приходится выполнять просьбу моих воспитанников. И сказка с рабочим названием - «Не всякий грибок – в кузовок» уже почти закончена, и есть уже замысел следующей: об обучении рисованию из начальной формы – полумесяц. И я с волнением жду того момента, когда вынесу эти сказки на суд моих детей, моих воспитанников и единомышленников по творчеству.
Актуальность моего опыта работы, мне кажется очевидной. Современное требование общества к системе образования – развитие творческой личности ребенка. Я и старалась развить у своих воспитанников творческий потенциал, активную жизненную позицию, умение наблюдать, видеть, анализировать. А творческие, как теперь говорят, «креативные» люди всегда успешны и востребованы в любом обществе.
Новизной моего опыта, по моему мнению, является сотворчество воспитателя и ребенка. Кроме того, я самостоятельно сделала и распространила в нашем Центре шаблоны по обучению рисования портрета. Написала «рисовальную» сказку по обучению детей поэтапному рисованию из начальной формы «капелька».
Научность моего опыта заключается в том, что я в своей работе опиралась на методики Т. Казаковой, Т. Комаровой, Г. Григорьевой. Работа, с научной точки зрения проводимая в определенной системе и последовательности, дала положительные результаты в развитии художественно изобразительной деятельности детей. Практическая значимость моего опыта заключается в том, что я изготовила книжки-раскладушки по обучению детей поэтапному рисованию, которые успешно используют в своей работе другие воспитатели нашего центра. Библиографический список:
1. Т. И. Бабаева «Детство», программа развития и воспитания в детском саду, г. С-Петербург, «Детство-пресс», 2000 г.
2. И. А. Лыкова «Цветные ладошки», программа художественного воспитания, обучения и развития детей, Москва, «Карапуз- дидактика», 2007 г.
3. Н. Алексеевская «Озорной карандаш», «Через игру к совершенству», Москва, «Лист», 1999 г. 4. Г. Григорьева «Игровые приемы в обучении дошкольников изобразительной деятельности», Москва, «Просвещение», 1995 г.
5. Н. Дубровская «Приглашение к творчеству», Москва, «Детство- пресс», 2004 г.
6. Н. Дубровская «Природа. Тематические занятия по формированию изобразительных навыков у детей 2-7 лет», Москва, «Детство-пресс», 2005 г
7. Т. Комарова «Цвет в детском изобразительном творчестве», Москва, педагогическое общество России, 2002 г.
8. Т.Казакова «Развивайте у детей творчество», Москва, «Просвещение», 1995 г.
9. В. Курчевский «Быль-сказка о карандашах и красках», Москва, «Педагогика», 1980 г.
10. «Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники. Сценарии занятий. Планирование», под ред. Р. Т. Казаковой, Москва, «Сфера», 2005 г.
11. К. Утробина, Г. Утробин «Увлекательное рисование методом тычка с детьми трёх-семи лет», Москва, «Гном», 2001 г.
12. Н. Фролова «А мы сегодня будем рисовать радость» «Дошкольное воспитание» №11 за 1990 г.
13. Р. Чумичёва «Дошкольникам о живописи», Москва, «Просвещение, 1992
14. Г. Шалаева «Рисование. Первый учебник вашего малыша», Москва, «Эксмо», 2005 г.
15. «Энциклопедия для дошколят», сост. Н. Л. Вадченко, Н. В. Хаткина, Донецк, ПКФ «БАО», 1996 г.
Примечание. Опыт был обобщен мной в 2010 году и приурочен к аттестации.

Комментариев нет:

Отправить комментарий